В школе задали сочинить стихи про дождь

Как-то раз сын пришел из школы заметно обеспокоенный:

– В чем дело? – спросила я. – Ты получил плохую оценку?

– Еще нет, – удрученно ответил он, – но получу.

стихи про дождь

– Откуда же у тебя такая уверенность? – поинтересовалась я. – Разве нужно сразу настраиваться на неудачу?

– Да, тебе легко говорить, – обиженно ответил сын, – а ты попробуй стихи про дождь сочини! Их даже настоящие писатели не напишут.

– Ну, как же, – возразила я, – есть замечательные произведения про природу, и среди них, конечно, можно найти и стихи о дожде поэтов, неравнодушных к такой погоде.

– Неправда! Мы уже с одноклассниками посмотрели в интернете – ничего нет!

– А как вы смотрели?

– Набрали в «гугле» стихи про дождь и ничего: только какие-то неизвестные поэты. Никто из знаменитых стихи про дождь не писал, а нам задали! – уже совсем возмущенно отпарировал сын мои попытки настроить его на серьезный лад.

– Вы, наверное, просто неправильно ввели запрос. Я точно знаю, что стихи про дождь писали многие поэты. Ты сейчас немножко отдохнешь, а потом мы вместе с тобой что-нибудь придумаем: быть такого не может, чтобы у нас с тобой не получилось такое стихотворение, – на такой оптимистичной ноте закончился наш разговор.

Я стала вспоминать хоть какие-нибудь стихи про дождь или хотя бы строчки на эту тему. И тут неожиданно в памяти всплыло замечательное стихотворение В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»:

Дождь покапал

и прошел.

Солнце

в целом свете.

Это

очень хорошо

и большим

и детям.

Честно говоря, стыдно было перед сыном проявить некомпетентность, но больше на ум ничего не приходило. Как только он вышел во двор погулять – я кинулась к компьютеру. Надо найти что-то детское, чтобы доказать ему, что стихи про дождь он читал с детства, только забыл… У кого мог быть «дождь»? Наверное, у А. Барто. Конечно, вот строчки с «дождем»:

Стоит она

В тихой аллейке,

И дождик

Стучит по скамейке.

Мокнет скамейка

Под голой рябиной…

А вот ее же цикл «Игра слов». Здесь уже дождик не просто упоминается, ему посвящаются целые куплеты:

Дождь пошел и не проходит,

Дождь, дождь.

Дождь идет, хотя не ходит

Дождь, дождь.

Он прохожим хлещет в лица,

Дождь, дождь.

Долго-долго будет литься

Дождь, дождь.

Вот это стихотворение можно привести сыну как пример, заодно пожурить за то, что не помнит его, ведь, наверняка, мы в детстве читали с ним его.

«С.Я. Маршак?» – задаю я вопрос сама себе. Проверим. Нахожу замечательное стихотворение «Дождь до заката, капли на закате» – очень подходит к теме нашего сочинения:

Дождь до заката, капли на закате

И ночью ветер. А в рассветный час

Аллея парка на высоком скате

Вся ожидала нас.

Да у него можно сделать целую подборку стихов о дожде! Вот еще одно –«После дождя»:

По скользкому асфальту проходя,

По площадям, блестящим от дождя,

Где, отражаясь, как в ночном стекле,

Бегут огни, – я думал о земле.

Не буду читать сыну стихи про дождь целиком, сделаю подборку строф, где речь конкретно идет об этом явлении природы, чтобы у него был образец того, как красиво можно писать!

И в этот свежий, нежный вечер мая

Большой Париж казался мне иным.

Пусть подо мной земля была чужая,

Но этот дождь весенний был родным.

Надо еще хотя бы одного детского поэта найти, писавшего стихи про дождь или состояние природы после дождя, чтобы окончательно убедить моего «неуча» в том, что тексты могут быть совсем несложными, но при этом очень красивыми: может быть, это вдохновит его на написание сочинения?

Изумительная легкость, простота и изящество слова сквозят в строчках К. Чуковского:

То не дождь пошёл из облака

И не град,

То посыпался из облака

Виноград.

Какая метафора! Действительно, с чем мы только ни сравниваем дождь, а ведь он может быть похож и на виноград, особенно подсвеченный сочной летней зеленью.

«Достаточно, – подумала я, – этого ему хватит, чтобы понять, как можно писать стихи о дожде для не слишком искушенных читателей – своих одноклассников».

Но тема увлекла и меня. Захотелось прочитать строчки про дождь для взрослых. А.С. Пушкин? Вся его поэзия легкая, солнечная, но должно найтись что-то и про дождь. Да, есть, конечно, но все равно дождь без солнца не может быть у великого поэта: в этом он весь! Сквозь грусть и тоску обязательно пробивается оптимизм:

Старайся наблюдать различные приметы:

Пастух и земледел в младенческие леты,

Взглянув на небеса, на западную тень,

Умеют уж предречь и ветр, и ясный день,

И майские дожди, младых полей отраду,

И мразов ранний хлад, опасный винограду.

Так, если лебеди, на лоне тихих вод

Плескаясь вечером, окличут твой приход,

Иль солнце яркое зайдет в печальны тучи,

Знай: завтра сонных дев разбудит дождь ревучий,

Иль бьющий в окны град — а ранний селянин,

Готовясь уж косить высокой злак долин,

Услыша бури шум, не выдит на работу

И погрузится вновь в ленивую дремоту.

У М.Ю. Лермонтова прочитала стихотворение «Вечер после дождя». Состояние природы перекликается с настроением лирического героя. Звучат мотивы грусти, тоски, но есть и нотки надежды. Иначе, как можно понять эти строки: «Душа убита, радость над душой…»? Мне показалось, что дождь у поэта в некоторой степени символичен – каждый раз он привносит в жизнь что-то новое.

Времени у меня остается не так много: скоро вернется с прогулки сын, и нужно будет заниматься с ним уроками.

И все-таки еще попытаюсь найти стихи о дожде у В. Маяковского. Есть! И оказывается, «образ» дождя у поэта встречается довольно часто:

Осень на улице, дождь по крыше стучит,

А у меня в колонках музыка громко звучит…

А вот еще, обратите внимание, какие необычные эпитеты подбирал автор для характеристики дождя: «Угрюмый дождь скосил…» А кто бы, кроме Маяковского, мог написать так: «дождь обрыдал тротуары…», «всех пешеходов морда дождя обсосала». Необычно, но как выразительно, как точно!

Должны, наверное, быть стихи о дожде и у Н. Гумилева. Действительно, сразу нахожу «Дождь»:

Сквозь дождем забрызганные стекла

Мир мне кажется рябым;

Я гляжу: ничто в нем не поблекло

И не сделалось, чужим.

А что писали про дождь наши знаменитые поэтессы: М. Цветаева и А. Ахматова?

В мое окошко дождь стучится.

Скрипит рабочий над станком.

Была я уличной певицей,

А ты был княжеским сынком.

Вот такие строчки есть у М. Цветаевой. Поэтесса явно любит эту погоду, потому что у нее же в другом стихотворении читаю:

Я зовy дождь, я зовy дождь,

Ты не веpнешься, и не пpидешь,

Только лишь pоза в вазе моей

Без воды yже несколько дней…

Я зовy дождь, вчеpашний дождь,

Но не пpоходит пpедсмеpтная дpожь,

Роза завяла в вазе моей

Уже несколько дней…

Стихи А.Ахматовой с «дождем» я почему-то не нашла быстро, но уверена, что где-то он должен мелькнуть – надо просто повнимательнее поискать.

А вот у Бэллы Ахмадулиной открыла целую «Сказку о Дожде»:

– О, отвяжись! – я говорила грубо.

Он отступал, но преданно и грустно

вновь шёл за мной, как маленькая дочь.

Дождь, как крыло, прирос к моей спине.

Его корила я:

– Стыдись, негодник!

К тебе в слезах взывает огородник!

Иди к цветам!

Что ты нашёл во мне?

У этой талантливой поэтессы дождь – настоящий «герой»! И очень интересный выбран жанр – сказка в стихах. Так писать о дожде может только человек, который очень любит это состояние природы.

Я понимаю, что стихи о дожде можно искать бесконечно. Но самый настоящий азарт не дает мне остановиться: у Есенина? Какой «бодрый» у него дождь: «Проплясал, проплакал дождь весенний…». Природу поэт любил, поэтому его поэзия – это мастерски выписанные словесные пейзажи:

Ещё не высох дождь вчерашний —

В траве зелёная вода!

Тоскуют брошенные пашни,

И вянет, вянет лебеда.

Красиво. Можно было бы еще подыскать другие стихи про дождь С. Есенина, но время ограничено: когда-нибудь почитаю все…

«Последний! – подумала я. – Кого найти?» Не так давно читала стихи И. Бродского – одного из самых талантливых поэтов ХХ века. Я не ошиблась: поэт не мог не сказать о таком чудном явлении природы, как дождь, не мог не связать его с миром души человека. Привожу все стихотворение – его сократить нельзя, иначе оно утратит смысл:

Дождь в августе (1988)

Среди бела дня начинает стремглав смеркаться, и

кучевое пальто норовит обернуться шубой

с неземного плеча. Под напором дождя акация

становится слишком шумной.

Не иголка, не нитка, но нечто бесспорно швейное,

фирмы Зингер почти с примесью ржавой лейки,

слышится в этом стрекоте; и герань обнажает шейные

позвонки белошвейки.

 

Как семейно шуршанье дождя! как хорошо заштопаны

им прорехи в пейзаже изношенном, будь то выпас

или междудеревье, околица, лужа — чтоб они

зренью не дали выпасть

из пространства. Дождь! двигатель близорукости,

летописец вне кельи, жадный до пищи постной,

испещряющий суглинок, точно перо без рукописи,

клинописью и оспой.

 

Повернуться спиной к окну и увидеть шинель с погонами

на коричневой вешалке, чернобурку на спинке кресла,

бахрому желтой скатерти, что, совладав с законами

тяготенья, воскресла

и накрыла обеденный стол, за которым втроем за ужином

мы сидим поздно вечером, и ты говоришь сонливым,

совершенно моим, но дальностью лет приглушенным

голосом: «Ну и ливень».

Есть строчки о дожде у Тютчева, у Фета, но это все в другой раз. Стихи нельзя читать на ходу – нужно время и особое настроение, чтобы уловить замысел поэта, прочитать его сокровенные мысли.

Я пересмотрела еще раз все те отрывочки, которые сохранила в «блокноте» на рабочем столе компьютера. И все-таки стихи про дождь такие разные: вроде бы пишут поэты об одном и том же, но у каждого свой «образ» дождя, каждый видит его через призму своего творческого «я». И, если внимательно прочитать, то за строчками о дожде мы видим характер автора, чувствуем его настроение, понимаем, что волновало его в момент создания произведения.

Как интересно: один «дождь» дал столько разных тем для художников слова, потребовав необычных эпитетов, ярких метафор, а у Маяковского, например, даже авторских неологизмов. Не так-то и просто описать это чудное явление природы, как и нелегко передать состояние души лирического героя – для этого нужен талант автора. Чье видение дождя мне ближе? Может быть, «уютный час дождя» Б. Ахмадулиной?

Когда-нибудь я обязательно еще поищу стихи про дождь и других поэтов, но сейчас пора готовиться к приходу сына. Я распечатала все, что нашла для него и, кроме того, решила облегчить ему задачу вот чем: вместе подобрать «краски» для его творчества, то есть слова, которые могут помочь нам раскрыть тему сочинения.

Мне показалось, что сын немножко приободрился – то ли от прогулки, то ли от моей творческой подборки стихов про дождь. Скорее, конечно, от первого. Вместе с ним мы составили словарик эпитетов: хрустальный, серебристый, прозрачный, стеклянный, ласковый, холодный, резкий, теплый, сказочный, противный (эпитет сына), радостный, чудесный, ледяной, тихий, буйный, упрямый, тоскливый, звонкий, кроткий, спокойный, медленный, быстрый. Затем перешли к глаголам: стучит, барабанит, шуршит, идет, прыгает, шепчет, играет, звенит, пугает, радует, моросит, льет, не прекращается, проникает, затапливает, поливает.

А потом мы долго-долго сидели с сыном над чистым листком из тетради, но придумать ничего так и не смогли. Я уже тоже устала, и мыслей не было. На сочинение отводилось несколько дней, поэтому решили, что утро вечера мудренее – завтра, быть может, появятся идеи. Сын был прав: задание сложное.

Весь следующий день у меня крутились мысли: что же придумать? Оказывается, подбираю стихи о дожде и читаю их я хорошо, а вот сама сыну помочь не могу. Все просто только у настоящих поэтов – а у нас и несколько строк не получается, не то что целое стихотворение. Если бы я так оптимистично не убеждала его в самом начале, что задание очень легкое и с ним справится любой, тогда еще можно было бы «отступить». Но теперь сдаться – это значит признать, что и я ничего не могу сочинить, хотя постоянно читаю. Как бы не потерять авторитет у сына…

Однако после работы дома меня ждал сюрприз! Сын сказал, что он сам уже все сочинил, но пока не покажет, потому что еще не дописал окончание. «Ну, начало есть, – подумала я, – значит, двойки уже не будет… Попытка написать все-таки была, так что учитель должен это зачесть как выполненное задание».

Вечером сын мне так ничего и не показал. Затаился в своей комнате, потребовал оставить включенным компьютер – якобы для продолжения творческой работы. Я с нетерпением ждала результат, но «шедевр» так и не был представлен мне на проверку.

– Утром! – торжественно объявил сын.

Мне было очень интересно: какие же стихи о дожде у него получились? Утром до работы мне было не до стихов – как бы на работу не опоздать. Только вечером мне наконец-то попала в руки тетрадь с сочинением о дожде, и вот что написал мой сын:

Если дождь стучит по окну,

Значит, в школу я не пойду!

Пусть скорее тучи придут –

И грозу за собой привлекут!

Ведь в такую погоду опасно

Выходить в путь-дорогу напрасно.

Лучше дома пересидеть –

Горло чаем с малиной погреть.

Мама знает, что вредно мне

И оставит халву на столе,

Чтобы зубы не портил конфетами,

Угостит и сухими галетами.

Этот дождь я все лето жду,

Чтобы он начался к сентябрю.

Шел не день и не два, а неделями,

Ну, а я б занимался гантелями…

И в компьютере что-то найдешь,

То, что в школе и не пройдешь.

Дождь почти не идет в сентябре;

Зарядит, может быть, в октябре.

В январе, в декабре не жди –

На уроках спокойно сиди.

В феврале может раз показаться

Не успеешь с мамой связаться,

Как прошел неожиданный дождь…

И опять ты в школу идешь.

Март, апрель – может быть,

Но нет смысла его любить.

Год учебный подходит к концу –

Тут отлынивать не к лицу.

Время только оценки исправить,

Да и знаний немножко добавить,

Чтобы маме сказать: «Все отлично!

На каникулах отдохнем прилично!

На море махнем, на речку

А дневник можно бросить в печку!

После всего того, что мы с ним говорили о «высокой поэзии», я ожидала прочитать что-нибудь красивое про природу, про настроение… С другой стороны, каждый поэт видит мир по-своему. Что тут сказать?

Ведь стихи про дождь пишут на самом деле не на «заказ», а тогда, когда есть вдохновение: каждый автор вправе связать «тему» со своими мыслями, своими планами и мечтами. С заданием сын справился, стихи про дождь сочинил!

Автор — Крусь Ольга Ивановна.



Комментарии
  • Шикарно! Получила настоящее удовольствие и даже захотелось что-то почитать, а то книгу, а тем более — поэзию, сто лет в руках не держала. Постарались вы на славу, и хотя у сына получилось несколько иное представление, совсем не схожее со стихами детских поэтов, все же у него отлично все вышло — складно, последовательно, как увлекательный рассказ.

  • Женя

    супер стихи мне 10 в школе поставили за них!
    А вот ещё Мокнyт зонтики и шляпы,
    Мокнyт чьи-то мамы, папы,
    Мокнyт лавочки, огpады,
    Лишь лягyшки очень pады:
    В лyжах скачyт, песни пляшyт,
    И зеленым флагом машут

  • Екатерина

    А я тоже очень люблю тему дождя в стихотворениях! Когда училась в школе получила много хороших оценок по литературе за свои стихотворения. Жаль, что сейчас забросила своё увлечение. Нужно возобновить свои творческие потуги… Пожалуй, сегодня вечером засяду за старый письменный стол в своей комнате и выражу свои мысли на бумаге.

  • Ольга

    О природе, и о дожде в частности всегда писали очень много и очень красиво. Много замечательных стихотворений, которые приятно прочитать и которые здорово создают нужно настроение, в зависимости от настроения автора. Однако писать стихотворение в качестве домашнего задания, да еще и на заданную тему, считаю неправильным. Не всем дано и не у всех получится, да и не у всех должно получится. Поэзия идет из души, она не для всех.

  • Павел

    Помню как я со своей племяшкой сочинял стихи, как давно это было, аж 10 лет тому назад.
    Мы даже что то написали, но честно говоря вышло не очень, видимо не наше, это занятие.
    Интересно, а как сейчас у меня с этим и вообще меняются ли способности человека с возрастом?

Добавить комментарий

Я не робот (обязательно поставьте эту галочку).


Рубрики
Меню
Новые записи
Подписка на новости
Публикация на сайте
Разное