Сочинение на тему Гроза
Голос учительницы слегка возвышался над монотонным гулом уставшего к седьмому уроку класса.
— Запишите домашнее задание: сочинение на тему «Гроза», объём … три страницы, немного, но вам хватит …
Шум всколыхнулся волной, повсюду раздались возмущённые голоса: «Ничего себе немного!», «Как будто у нас других уроков нет!», «Назадают – хоть вообще не спи!»
Учительница подождала, пока ажиотаж стихнет, с ироничной улыбкой поглядывая на школьников. Подростки – что с них взять! Им лишь бы поспорить, повоевать, покричать о своих правах. Сейчас прокричатся – начнут выяснять, в чём, собственно, суть сочинения, что писать, да как …
Так и вышло, через пару минут шум стих, и тут чей-то голос с задней парты крикнул:
— А сочинение на тему обычной грозы или произведения Островского?
— А вот это уже вам решать, — выложила учительница козырь из рукава. Она любила давать своим подопечным, ленивым от интернета и компьютерных игр, не умеющих и не любящих думать самостоятельно, необычные задания.
Даже темы сочинений старалась выбирать «с закавыкой», а не просто из методички. Что толку от «Образа Онегина» и «Катерины – луча света в тёмном царстве»? Они их нагло сдувают из «решебников», учебников, интернета. И, глядя в глаза, доказывали, что написали это сами.
Вот и сейчас предоставила им возможность самим выбирать, что им ближе – сочинение на темы грозы как природного явления или всё же Островский.
— То есть я могу не писать по Островскому, а написать сочинение про обычную грозу? – девичий кокетливый голосок.
— Про обычную – можешь, но писать нужно … не обычно. Не стоит строить из себя первоклассников, понятно? Вирши, вроде: «Гроза – природное явление, бывает летом, грохочет сильно, сверкает молния» не принимаются. Не тратьте моё время и своё – переписывать заставлю!
— Нуу, так нечестнооо … — протянул тот же неугомонный голос. Вообще неясно, про что писать … То ли по Островскому, то ли непонятно что …
— По Островскому проще! – вынес вердикт другой голос, — там всё ясно.
— Для тех, кто решил пойти по лёгкому пути – сразу предупреждение. Сочинение на тему «Грозы» из учебников, интернета и других источников в готовом виде – не принимается! Точка. Думайте головой, вы её и так редко используете …
— А о чём тогда вообще писать-то? – растерялись. Дошло, наконец, думать начали. – Сами сказали: сочинение на тему «Гроза», а теперь заявляете – про природное явление не писать, про пьесу тоже!
— Ошибка! – спокойно возражает учительница. – Писать можно и нужно, и именно на заданную вам тему грозы. Но какая именно гроза будет, и о чём вы будете писать – вам решать. Считайте, что это свободная тема, с некоторым ограничением. Шаблонные сочинения написать несложно, но вам это пользы не принесёт. Ни в виде оценки, ни в виде развития. Учитесь думать, я повторяю!
— Вы так говорите, будто мы совсем идиоты, и даже сочинение на тему грозы написать не в состоянии! – обидчиво так, ломким мальчишеским баском.
— Ну, что вы! Я наоборот считаю, что вы очень умные ребята, но наша система образования, увы, учит мыслить шаблонами, забывая о развитии личности. Здесь даже репетитор по русскому языку не всегда может помочь. А личность развивается, только когда мыслит.
— А оценка не будет зависеть от того, на тему какой грозы будет сочинение? Ну, в смысле, темы одинаковые?
— Уверяю, оценивать буду исключительно по тому, как будет написано! — заверила учительница. — Если подумать, обе темы можно сделать как лёгкими, так и сложными. Поэтому и не хочу вас ограничивать, пишите сочинение на тему той грозы, что вам ближе!
Ребята понемногу разошлись, а учительница осталась в пустом классе, размышляя о том, какие сочинения на тему грозы она завтра получит. Такой разной грозы …
Автор — Неволина Ирина Вадимовна.
Побольше бы таких креативных учителей, которые хотят научить думать своих учеников хотя бы немного. А ведь действительно некоторая свобода в выборе изложения и нешаблонность темы включает нашу мысль, и писать самому становится интереснее.