Дождь в фольклоре

«Дождик, дождик пуще!» — кто из детей не говорил эти слова, хотя бы в игре. Подобным стихам-закличкам сотни лет. Люди с древности выражали свои надежды на смену погоды в устном народном творчестве. Вообще, в фольклоре тема природы является ведущей. А самые главные образы – земля, небо, солнце, дождь.

Дождь в фольклоре

Дождь в представлении славян-язычников — это небесная мужская сила. Именно дождь оплодотворяет землю. Земля, в свою очередь — женское начало, мать, рождающая живых существ.

Как в былинах и сказках говорится про землю? Мать Сыра Земля! Земля — не просто Мать, которая может защитить. Словосочетанию добавлялось обязательное «Сыра». Питающая влага, идущая от дождя, — вот что делало землю Матерью! Дождь ждали, призывали. Он мог спасти от засухи, неурожая, а значит, от голода.

Совершались культовые действа, жертвоприношения Перуну (бог-громовержец), с просьбой дать небесной влаги, обращения к усопшим предкам с целью вызвать дождь, позже, в христианстве – к Илье Пророку. Они сопровождались заговорами, песнями, заклинаниями.

Именно детские жанры сохранили больше всего архаичность, связь с древними обрядами. После христианизации заклинания трансформируются в детские заклички. Так прячется языческое начало в детском фольклоре.

Даже маленькие дети в крестьянской семье понимали, как тесно связаны природные явления с их достатком. Поэтому часто поются песни о дожде, как о необходимости.

Например, слова «Дождик, дождик, пуще! Будет травка гуще! Будет травка зеленей! Будет ягодка красней!» показывают связь дождя с созреванием плодов, ягод. Пойдет дождик – будет пища.

Или другой пример:

«Уж дождь дождем,

Поливай ковшом.

Поливай весь день

На наш ячмень,

На бабью рожь,

На мужичий овес,

На девичью гречу,

На маличье просо»

Снова цепочка: дождь польет землю — земля родит урожай. Дождь — живой персонаж, которому адресуются просьбы . Он — одухотворенная сила, способная помочь в беде. И обращаясь неуважительно к этой силе, можно накликать беду.

В фольклоре, связанном с сельским хозяйством, отражается каждый временной период. Прошел сезон дождей, ожидают другое явление — теплую погоду. Уже и песни, стихи направлены на это: «Солнышко-ведрышко, Выгляни, высвети! Перебей дождя!» Или «Радуга-дуга, не давай дождя!»

Когда в дожде не нуждаются, восторженное к нему отношение проходит. Дождь уже можно «перебить», «не давать». Он становится второстепенным, теряет статус того, к кому обращаются.

В былинах воины перед боем просят землю защитить, молятся о дожде — силе, противостоящей огню. Черные, злые духи часто связаны с пламенем (огнедышащий змей Горыныч, например). А дождь способен потушить огонь или, как в былине про Алешу Поповича, размочить бумажные крылья коня Тугарина, тем самым, способствовать победе богатыря.

А в образе былинного Ильи Муромца, считается, сплелись черты не только реальных богатырей, но и Ильи Пророка, дарующего людям дождь, а значит, и плодородие.

До сих пор верят в приметы, связывающие образы лягушки и дождя: квакают к дождю, молчат до первой грозы, кличут дождь. В славянской мифологии существовала версия о том, что лягушки — это жены и дети Перуна, изгнанные с небес в нижний мир. (Сказка о царевне, заколдованной в лягушку). Это животное, тесно связано с водой вообще, и с дождем в частности.

Автор — Копач Екатерина Михайловна.



Комментарии
  • Павел

    да, теперь городскому жителю не так важен дождь, хотя летом в жару он очень нужен

  • Лазарев Сергей

    Я бы сказал больше жителям городов он вообще не нужен, поскольку это лужи, грязь, намокнуть можно.
    А в селе всегда вспоминается как во время дождя выбегал в резиновых сапогах и радовался дождику.

  • Антон

    Все таки наши предки уважали дождь. Ведь для них это было, что-то божественное. Так, что они не боялись его. Кстати был бог неба, которому многие племена молились. Все конечно поменялось, когда на Руси приняли христианство. Хотя люди не забыли про свои привычки. Тем более, что все это пришло к нам.

  • Трифон

    Ну в Забайкалье у старообрядцев до сих пор есть сложная система обрядов направленных на вызывание дождя. Это прежде всего прошение к Илье — пророку с просьбой помочить «матушку сыру землю», затем ритуальные обливания.

  • Леночка

    Наши предки всегдаНашему современному миру есть, чему поучиться у предков. Уважительное отношение к природным явлениям, в том числе к дождю, необходимо и сейчас. Ведь природа всегда будет сильнее человека.
    Я вообще очень интересуюсь славянским фольклором, потому из статьи о дожде почерпнула для себя новую и полезную информацию. И вторую песенку, что здесь опубликована, даже не слышала никогда. Обогатила свой мир.

Добавить комментарий

Я не робот (обязательно поставьте эту галочку).


Рубрики
Меню
Новые записи
Подписка на новости
Публикация на сайте
Разное