«Гроза», Островский

«Гроза» Александра Островского – бессмертное произведение русской классики, знакомое многим ещё со школьной скамьи (а для кого-то так и оставшееся частью школьной программы).

Гроза

Катерина – «луч света в тёмном царстве», Кабаниха – яркий образчик самодурства и непризнанного на Руси матриархата, помещик Дикой – тут уже фамилия говорит сама за себя.

«Гроза» Островского на первый взгляд – особенно на взгляд современного подростка, которому сие произведение приходится читать и изучать «из-под палки» — может показаться абсолютной чушью, надуманной, наивной, напрочь оторванной от реальной жизни. Но это ведь только на первый взгляд!

Да, безусловно, Островский написал пьесу «Гроза» давно, в 1859, тогда и нравы были другими, и обычаи, и характеры. И многое сейчас кажется таким смешным и не стоящим обсуждения – подумаешь, изменила Катерина мужу, что ж теперь – сразу с обрыва сигать?! И Тихон со своим беспрекословным, обречённым каким-то подчинением своей маменьке кажется ненастоящим, фальшивым …

А если провести параллель с современной жизнью, с нами, людьми 21 века, то окажется вдруг, что не так и далека от неё «Гроза», что до сих пор есть много общего у наших современников и современников Островского.

Заглянем в «святая святых» современного индивидуума – интернет. Возьмём любой женский форум (аналог завалинке 19 века). Какие проблемы обсуждают? «Свекровь терроризирует, не даёт жить спокойно, во всё вмешивается!», «Муж – маменькин сынок, слушает только свою мать, меня ни во что не ставит …» И тут – как вскрик: «Изменила мужу! Что делать, не знаю! А если он узнает?! Уйти? А вдруг это мимолётное увлечение? Но жить с мужем, сил больше нет, мы чужие люди …»

А теперь вернёмся к Островскому, к его «Грозе». В чём, спрашивается, суть произведения? Некая Катерина – женщина, по сути, неплохая, добрая и честная, вышла замуж без любви. Встречается такое в наше время? Да сплошь и рядом! Кабаниха – свекровь, деспотичная, суровая, не признающая ничьей правоты, кроме своей собственной. Типичная картина даже для нашего эмансипированного мира!

Жалобы на «мать его» столь же часты, как и жилищные проблемы современных семей. Кстати, эти самые проблемы с жильём и ведут к конфликтам поколений. Если 200 лет назад молодые жили с родителями вместе по обычаю, то теперь от безвыходности. И вот вам – одна «растила кровиночку, ночей не спала, а тут явилась какая-то чужая, хозяйкой себя поставить пытается!». Вторая «замучилась слушать указания, советы, недовольства и упрёки».

А современные «Тихоны» зачастую молчат. Они и жён вроде бы любят, и с мамами ругаться не хотят, потому что мамы их растили, мамы уже немолоды и вообще, мама — это сила!

И таких вот параллелей можно провести сколько угодно! Практически каждого персонажа «Грозы» Островского можно отождествить с современным жителем. С поправкой, конечно, на изменившиеся условия жизни и моральные нормы. Всё в жизни ходит по кругу, и мы сейчас решаем те же проблемы, что волновали наших далёких предков.

Вот только решаем мы их по-разному. Да и то не всегда. И сейчас, в нашем циничном веке вседозволенности нет-нет, да и мелькнёт в СМИ сообщение об очередном самоубийстве из-за несчастной безответной любви.

Может быть, проще нам будет понять героев «Грозы», если перестаем глядеть на них свысока взглядом всё повидавшего современного человека, а попробуем примерить к себе их проблемы? Во всяком случае, стоит хотя бы попробовать. А там, может, и пьеса, надоевшая ещё со школьных времён, перестанет казаться такой занудной и глупой.

Автор — Неволина Ирина Вадимовна.



Комментарии
  • Ника

    Классика она потому и остается на века, что несмотря на смену лет, поколений и веков, общих нравов, иллюстрирует извечные проблемы человека, их стремления, пороки и противостояния. «Грозу» перечитывала несколько раз, и всегда открывала что-то новое для себя, что раньше ускользало, подобно каплям дождя. И что удивительно: «Гроза» — пьеса, а не повесть, рассказ или роман. Здесь нет длинных описаний природы, внешности. Но короткие мизансцены и ремарки всегда точно передают это «предгрозовое» состояние, иногда во время чтения, мне даже чудился запах грозы, дождя, и появлялось неприятное впечатление от того, что «сейчас вот что-то будет…»

  • Mik

    Если спросить, какие есть произведения литературы связанные с дождем, то «Гроза» Островского вспоминается первой. К пьесе некое двоякое отношение, не люблю ее, может потому, что она была в школьной программе, а потом читал множество других пьес этого автора, которые намного интереснее «луча света в темном царстве». :-)

  • Алла

    «Гроза» Островского действительно хороша, проблемы и в правду во все времена одни и те же. Убийственная гроза является метафоричным образом промчавшейся жизни, с конечным покаянием.

Добавить комментарий

Я не робот (обязательно поставьте эту галочку).


Рубрики
Меню
Новые записи
Подписка на новости
Публикация на сайте
Разное